Святые отцы об алкоголизме

Бес пьянства — 7 цитат святых отцов

Святые отцы об алкоголизме

Проблема злоупотребления алкогольными напитками – это всемирная проблема, а не исключительно проблема русского человека. Пьянство — болезнь, которая встречается во всем мире и на протяжении всей истории человечества.

В России это всегда было одной из самых острых проблем. Выделяют множество причин пристрастия русского человека к «зеленому змию» или Лярве (славянское название «демона пьянства»), но эти причины не так важны, как их последствия, которые приносят в семьи многих из нас неизбывные и страшные беды.

Пьянство — присутствие в человеке злого духа

Пьянство считается проявлением у человека нечистой силы. Его постоянно подозревали, что в них находится злой дух, который вынуждает человека употреблять спиртные напитки.

Злой дух оказывает отрицательное влияние на состояние организма, в результате чего человек начинает терять контроль над употреблением горячительных напитков. Когда человек всё больше и больше увязает в этом недуге, то это просто разрушает его изнутри.

Именно поэтому демон пьянства считается основным виновником развития алкоголизма у пьющего человека.

Возможно ли ужиться с бесом, если это запойный бес? Нет.

Библия разграничивает умеренное употребление вина и пьянство

В Библии есть довольно четкое разграничение на умеренное употребление алкоголя (вина) и пьянство — систематическое, бесконтрольное, пагубное употребление крепких алкогольных напитков, что обусловлено полной или частичной зависимостью от них.

Вот несколько цитат из Священного Писания:

«Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь»

«Не будь между упивающимися вином»

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством»

Отношение Церкви к пьянству отрицательное. К его причинам Церковь причисляет, например, желание человека прославления и обогащения, но достижение этой цели влечет множество подмен. Одной из таких подмен является увлечение вином или «суррогатное довольство».

У человека есть постоянная потребность в радости.

Не найдя для души и тела положительных эмоций – человек пытается «утопить» их отсутствие в вине.

Святые Отцы о пьянстве в их писаниях — 7 цитат

Губительные последствия злоупотребления алкоголя всегда были для человека отрицательны и не могли не найти упоминания в учении святых отцов Церкви, которые проявляют заботу о человеке из паствы. По многочисленным творениям видно, что эта болезнь была проанализирована и изучена. Вот некоторые примеры из учений святых отцов Церкви:

  1. «Пьянство – вражда на Бога» Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Сергиев Посад, 1900. Ч. 2. С. 28.
  2. «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех» Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Ч. 2. СПб., 1896. С. 483.
  3. «Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу» Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. С. 1568–1569.
  4. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай» Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Иоанн Маслов, архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Загорск, 1981. С. 1565.
  5. «Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду и упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Цветник духовный. М., 1903. С. 78–79.
  1. «Вино дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для врачевания немощей телесных, а не для ослабления духа» Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 7. СПб.,1901. С. 591.
  1. «Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие»
    Исидор Пелусиот, святой. Творения: Письма. Ч. 3. М., 1860. С. 398.

Можно употреблять алкоголь в меру

Употребление человеком алкоголя в меру – не возбраняется. Например, в Священном Писании: Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив, таким образом, веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23).

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Иисус превратил воду в вино

Что касается алкоголя для укрепления здоровья, важно помнить о таком важном параметре алкоголя – его качестве. При сегодняшних объёмах производства и рынках сбыта, крайне важно его учитывать, так как это может нанести непоправимый вред здоровью.

Подводя итог, можно сказать, что пьянство – это саморазрушение человека, как личности и неподъёмный крест для себя и своих близких. Церковь напоминает, что пьянство это:

  • Зависимость. Помните, что от нее очень трудно избавиться.
  • Последствия. Вред, нанесенный организму алкоголика – непоправим.

Вот некоторые пути для исцеления и реабилитации, предлагаемые Церковью:

  • Окружение. Рекомендуется отдалиться или вовсе оградить себя от плохих компаний.
  • Лечение. Путь избавления лежит через медикаментозное лечение, и через духовное, а именно проявление силы воли.
  • Семья. Поддержка пьющего человека, со стороны семьи — лучшее лекарство для души и тела.

Источник: https://hranitel.club/540-bes-pyanstva

Пьянство – это грех или нет в православии: святые отцы о пьянстве

Святые отцы об алкоголизме

Алкоголизм.ком » Семья и общество » Пьянство – грех или что говорят святые отцы о пьянстве

Пьянство – грех, губящий и разрушающий душу. Этого мнения придерживаются многие священники и святые отцы. Что с точки зрения служителей церкви, представляет собой пьянство, и почему это великий грех?

С давних времен дошли до современности рецепты приготовления вина – популярного алкогольного напитка, употребление которого веселит душу и облегчает тяготы жизни.

Нет такого места на Земле, где не использовалось бы вино в качестве увеселительного средства, без которого не проходит ни одно празднование какой-либо знаменательной даты.

Нет и официальных источников, в которых упоминалась бы дата создания и имя создателя столь популярного напитка. Можно даже предположить, что вино и подобные ему продукты существовали с самого начала человеческой эпохи.

То же самое можно сказать и про пьянство – употребление алкоголя сверх положенной меры. Многие святые отцы с презрением относятся к употреблению алкоголя, говоря, что это грех. Что же следует понимать под словом «пьянство», и как его лечить?

Алкоголизм глазами верующих

Алкозависимость за весь свой период существования погубила миллионы человеческих жизней. Но среди погубленных немало тех, кто не увлекался алкоголем вообще, а погиб по вине пьяных.

История помнит много случаев глобального заражения людей смертельными заболеваниями, такими как:

  • чума;
  • оспа;
  • тиф;
  • малярия;
  • туберкулез.

Человечество нашло в себе силы побороть приведенные выше недуги. Однако алкоголизм был и остается самой страшной эпидемией, от которой ежегодно гибнет в среднем 3 миллиона человек – население маленького города.

Святитель Василий Великий говорил, что грех пьянства является ничем иным, как бесом, который вселяется в человека по его же собственному желанию, вызываемому сластолюбием. Данное высказывание дает наиболее точную характеристику алкозависимости как душевному пороку. «Пьянство не дает место Господу, пьянство отгоняет Святого Духа» – писал святитель Василий Великий в своих учениях.

Человек, добровольно выбравший алкоголь в качестве средства для скрытия проблем, нагоняет на себя нечистую силу. Под действием хмельного поднимается настроение, а перед глазами часто появляются существа из иного мира. Ведь недаром в народе говорят: «Напился до чертиков». Практически все святые отцы с негативом относятся к алкоголизму.

Именно алкоголизму, а не умеренному употреблению алкоголя. Распитие вина или подобных ему напитков в ограниченных дозах, по мнению некоторых священнослужителей и даже врачей, не вредит ни рассудку, ни здоровью. Наоборот, принятие небольшой (до 50 грамм) дозы некрепкого спиртного может способствовать излечению от некоторых заболеваний.

Например, апостол Павел рекомендовал Тимофею, своему ученику, впредь не пить одну только воду, а употреблять немного алкоголя (в данном случае вина), чтобы избавиться от проблем с желудком. Обращаясь к материалам, которые писали древние священнослужители, находится множество мнений как о вреде, так и о пользе горячительного.

Так, святой Иоанн Златоуст выдвинул идею о своеобразном способе лечения болезней с помощью небольших каждодневных доз алкоголя. Однако грань между пользой и вредом от хмельного очень тонка. И алкогольное пристрастие, безусловно, губит человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из жизни.

Поэтому, можно с уверенностью сказать, что алкоголизм – грех.

Как и почему возникает пристрастие

Во все времена версии появления алкогольной зависимости были разными. К примеру, в период СССР алкоголизм имел бытовой характер, и считалось, что его возникновению способствовали как внешние факторы, так и генетически заложенные личностные качества.

В основном, причины были следующими:

  • плохое окружение человека;
  • резкие перемены в жизни;
  • постоянное нахождение в стрессовом состоянии;
  • неустойчивое экономическое положение в стране;
  • наследственная предрасположенность.

Как видно, мнения были довольно субъективными и разбросанными, что характерно для времен Советского союза. Однако тех относительных версий недостаточно, чтобы в полной степени объяснить причину появления такого страшного порока, как пьянство.

В православии, обращаясь с этой проблемой к древним учениям служителей церкви, можно найти множество ответов на поставленный вопрос.

Так, преподобный авва Дорофей считал, что основной источник всех слабостей, в том числе и зависимости от спиртного, человека кроется в трех его моральных качествах:

  1. Славолюбие.
  2. Сребролюбие.
  3. Сластолюбие.

Последнее качество сильнее всех остальных, и поэтому именно оно влияет на человека коренным образом. В двух словах, сластолюбие подразумевает собой желание жить лучше других и быть прославленным. В этом ничего плохого нет, ибо человек создан Богом для вечной блаженной жизни. Но эта жизнь требует непосредственной близости к Богу, так как Он является ее источником.

Без непосредственной близости к Богу вечного блаженства нет и быть не может. Зато ему на смену способно прийти некое «суррогатное удовольствие», предназначенное для удовлетворения человеческой потребности в счастье. Одним из таких суррогатов является алкоголь, употребление которого не приближает к Богу и не делает человека по-настоящему счастливым.

Однако пьяница не ведает об этом, продолжая и дальше развлекаться вином.

В конечном счете это приводит его к греху – алкогольному пристрастию, ложному блаженству, в котором нет места настоящему счастью. Вино, или иное спиртное, в данном случае выступает в роли райского плода, что приносит своему вкусителю лишь беды да неприятности.

По мнению святых отцов, настоящей невыдуманной причиной пьянства является не что иное, как неумение человека правильно воспользоваться своей потребностью в счастье. Это неумение вытекает из сластолюбия, так как для сластолюбивого нет меры в вине, что в конечном счете вызывает в теле такого человека откровенные муки и злобу.

Как избавиться от пристрастия

Как найти в себе силы побороть великий грех пьянства? Нет ли такой возможности? Есть! Но полная и безоговорочная победа над зависимостью требует огромного объема физической и духовной работы над самим собой, так считают святые отцы.

Дорога назад есть, но она со всех сторон обложена сложными препятствиями, которые предстоит пройти. Первое нелегкое препятствие заключается в том, чтобы наладить связь с Господом, уделить внимание заповедям, молитвам, постам, искреннему покаянию. Надо вновь обрести веру.

Господь не любит гордых и прощает всех тех, кто покаялся, поэтому необходимо смирить свою гордость и честно признаться себе в своем грехе.

Второй этап излечения от пьянства подразумевает признание себе в своих ошибках, а также в том, что проблема кроется в самом человеке, а не в окружающих. Чтобы преодолеть пристрастие, так или иначе придется осознать свою любовь к спиртному.

Это отнюдь не легко, как может казаться. Некоторые не хотят всерьез воспринимать зависимость как страшнейший грех, обосновывая это тем, что не все еще так плохо и, если это понадобится, в любой момент можно завязать с вредной привычкой. Нет, это не так.

Неправда еще никого не спасала.

Нужно, чтобы признание себе в алкогольной зависимости не являлось пустыми бессмысленными словами. Оно обязательно должно быть искренним, животрепещущим. Только так удастся вызвать непреодолимое желание жить полной жизнью.

Будет лучше, если во время исцеления после пережитого пьянства приближенные бывшего пьяницы не бросят своего родственника и будут его поддерживать следующим образом:

  • всячески подбадривать, настраивать на жизнь, в которой нет алкоголя;
  • обращать внимание на его неудачи и успехи;
  • стараться всеми силами показать ему, что он не один;
  • также пользу принесут походы в церковь и чтение специальных молитв.

Совместное участие в решении проблемы всегда приносит хорошие плоды. Помогая человеку в трудную минуту, мы показываем ему, что его судьба не безразлична, и что ему есть ради чего жить. Безвозмездная любовь и искреннее желание способны искупить даже такой грех, как пьянство.

Ложь и вранье при этом здесь ни к чему. Они губят человека, а по мнению святых отцов, Бог прощает грехи лишь тех, кто во всем сознался и покаялся. Избавление от пороков, связанных со злоупотреблением алкоголя, потребует от пристрастившегося титанических усилий и максимального терпения.

Без них нет пути назад.

Источник: https://alcogolizm.com/semya-i-obshhestvo/pyanstvo-greh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.