Особенности подросткового алкоголизма

Содержание

Вред алкоголя на подростковый организм: как объяснить и что делать

Особенности подросткового алкоголизма

Статистика подросткового алкоголизма неутешительная: 75% юношей и девушек 12–17 лет пьют крепкие напитки пару раз в месяц; 21% юных граждан России принимает спиртное 2–3 раза в неделю; 8% – практически ежедневно.

Важно понимать, что влияние алкоголя на организм подростка отличается от действия спирта на взрослых. Привыкание у молодых людей развивается в 3 раза быстрее, отравление проявляется более остро.

Высок риск летального исхода при употреблении суррогата или превышении допустимой дозы.

Причины алкоголизма в подростковом возрасте

К алкоголю подростка подталкивают психологические травмы, влияние окружающих людей, личностные особенности.

Первая причина связана с физиологическим стрессом из-за неблагоприятной обстановки в семье, школе. Из желания уйти от проблем с родителями или учебой юноши пробуют вещества, позволяющие временно забыться.

Это могут быть не только спиртные напитки, но наркотики (преимущественно курение марихуаны).

Вторая разновидность мотивации, толкающая к выпивке – «социальное подражание». Если в компании подростка распространена привычка проводить время за алкоголем, то с 90 % вероятностью молодой человек тоже начнет пить. К этому побуждают любопытство, желание быть крутым, расслабиться, развеселиться.

По статистике, 84 % подростков употребляют спиртное, если в семье есть алкоголики. Во-первых, детям легко достать напитки (не надо искать способы, как купить водку или пиво – просто берут запасы из дома). Во-вторых, так дети доказывают самостоятельность («делаю, что и вы, поэтому я тоже взрослый»).

Третья группа мотивов для пьянок – неконтролируемое желание подростка быть в центре внимания. Этим «грешат» молодые люди со склонностью к истерической акцентуации и психопатии. Врачи относят такое поведение к патологическому, требующему психолого-когнитивной коррекции. 

Побочным фактором для подростковых пьянок является генетическая предрасположенность. Как такового врожденного алкоголизма не существует, но по наследству передается особенность окисления этилового спирта организмом – когда опьянение наступает быстрее, эйфория более интенсивная. Это провоцирует ускоренное развитие психической и физической зависимости.

Вредное воздействие

Наибольшую распространенность среди подростков получил пивной алкоголизм. По сравнению с водкой или вином пиво дешевле, его легче купить в магазинах.

В среднем юные алкоголики выпивают по 3–4 литра хмельного напитка в неделю. Физическое и психическое привыкание за пару лет у взрослых возникает при такой дозировке лишь в 20 % случаев.

У юношей и девушек стойкая зависимость вырабатывается в 75 % случаев.

Вред пива в том, что привыкание сопровождается развитием толерантности. Через 2–3 года регулярного употребления пенного напитка подросток переключится на вино, водку.

Алкоголь вредит организму ребенка не только при систематическом употреблении. Его опасность в высоком риске отравлений. Если взрослый выпьет 30–40 грамм водки, то симптомы острой интоксикации появятся только при непереносимости этилового спирта. На детей младше 16 лет эта доза действует отравляюще в половине случаев.

Физическое здоровье

Ткани в организме ребенка младше 16 лет богаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В водной среде алкоголь легче растворяется, всасывание этилового спирта происходит в 5 раз быстрее, чем у человека старше 20 лет. У подростка выделительной системой за 4–6 часов удаляется лишь 14% спирта (для сравнения: у взрослого за это время естественным путем выводится более 60% продукта).

Алкоголь особенно плохо влияет на печень, находящуюся у подростка в стадии роста (он заканчивается только к 18–20 годам).

Орган еще не способен полностью перерабатывать токсины, его умершие от яда клетки медленнее заменятся на новые.

Вслед за печенью от распространяющихся по кровеносной системе токсинов начинают страдать почки, сердце, легкие, желудочно кишечный тракт, поджелудочная железа, сосуды.

Спиртные напитки разъедают слизистую оболочку пищевода, нарушают секрецию и состав желудочного сока, что затрудняет пищеварительный процесс. Из-за этого происходит нарушение белкового и углеводного обменов, синтеза витаминов и ферментов.

Растущее тело подростка недополучает «строительного материала», возникает торможение в формировании внутренних органов.

При алкоголизме замедляется рост, половое созревание начинается с опозданием, нарушается развитие иммунной системы, ребенок становится подверженным инфекционным болезням.

Психическое здоровье

Алкоголь оказывает негативное влияние на мозг и нервную систему подростка. Регулярное потребление спиртных напитков действует на психику, меняет поведенческие характеристики, приводит к:

  • Снижению интеллекта. Подросток откровенно тупеет – ухудшаются память, внимательность, скорость реакции.
  • Потере мотивации. Подростка перестает интересовать все, кроме выпивки.
  • Нравственной деградации. Под действием алкоголя подросток с готовностью идет на преступления.

Чем раньше ребенок будет приобщен к спиртному, тем выше риск развития психоневрологических патологий. Появляется склонность к эмоциональной неустойчивости, приводящая к нервным срывам, обострениям депрессии. Последнее состояние провоцирует психически нестабильного подростка к суицидам (в 80% самоубийства совершаются под действием алкоголя).

Способы лечения и профилактики

Главным препятствием в лечении подросткового алкоголизма является непринятие проблемы юным пациентом (считает, что если выпьет, то это никак не отразится на здоровье, не повлияет на будущее).

Разговоры с учителями и родителями не приносят результата, так как 12–16 лет – возраст, когда родные и педагоги перестают быть авторитетами (юноши и девушки, наоборот, стремятся действовать наперекор старшим).

Лучше, чтобы беседы проводили профессионалы – наркологи, психологи, психотерапевты, специализирующиеся на лечении детей и подростков.

Вторая трудность, мешающая борьбе с алкоголизмом в подростковом возрасте – непонимание близких, что ребенок пьет из-за семейных, школьных проблем.

Они стремятся поговорить о вреде спиртного, но не пытаются наладить атмосферу в семье, не догадываются о тяжелой ситуации в школе. Поэтому врачи обязательно работают и с маленьким пациентом, и с родственниками.

Задача доктора – выявить причину алкоголизма, объяснить ее суть родным, подсказать пути выхода из сложившейся ситуации.

Помимо психотерапии лечение включает фармтерапию, устраняющую последствия алкоголя для организма подростка. Врач проводит диагностику и назначает препараты для восстановления пострадавших органов, например гормоны при эндокринных нарушениях, ферменты для нормализации пищеварения, ноотропы для улучшения мозговой деятельности.

К каким последствиям может привести

Есть вероятность, что подросток после окончания периода «юношеского максимализма» сам охладеет к алкоголю.

Но гораздо выше риск, что из-за развившейся зависимости и последствий для здоровья юноша станет хроническим алкоголиком с букетом болезней (алкогольной шизофренией, язвой, гепатитом, циррозом и пр.).

Но главное, что юношеский алкоголизм опасен высокой смертностью. Подростковый организм хуже взрослого справляется с алкоголем – смертельная доза для ребенка 12–16 лет в 4 раза ниже, чем для взрослого.

Даже если удастся избежать отравления и вылечить ребенка от зависимости, длительное употребление спиртного отразится на развитии.

Подросток будет сильно отставать от ровесников по умственным параметрам, отличаться физически (например, юноша останется маленького роста, хилого телосложения). Это плохо скажется на его самооценке, поломает всю жизнь.

 Чтобы не допустить проблем, родителям надо следить за своими детьми. При появлении признаков, указывающих на начало зависимости, следует сразу обратиться к наркологу.  

Источник: https://narcoff.com/alkogolizm/vliyanie/alkogolya-na-organizm-podrostka

Подростковый алкоголизм

Особенности подросткового алкоголизма

Злоупотребление алкоголем, которое происходит среди молодежи в период между 13-18 гг. жизни называют ранним или подростковым алкоголизмом. Поскольку психологические и физиологические процессы бурно развиваются в период полового созревания, они становятся основными факторами риска развития острых прогрессирующих форм алкоголизма именно в этот период.

Подростковый алкоголизм формируется в три раза быстрее, чем аналогичная зависимость во взрослом возрасте (3-4 года). Алкогольная болезнь может развиться практически сразу от первого употребления, с появлением всех характерных признаков алкоголизма.

Наиболее уязвимой мишенью воздействия этанола на подростковый организм является центральная нервная система, которая находится в стадии формирования.

В результате токсического воздействия алкоголя нарушаются нормальное функционирование процессов дифференцировки нейронов, что, как следствие, тормозит процесс формирования личности, абстрактного мышления, умственной способности и памяти.

Наряду с этим, серьезный вред наносится и другим системам организма, степень выраженности которого зависит от уровня и общего стажа алкоголизации, а также формы употребления алкоголя (периодичность, количество и дозирования).

Причины развития подросткового алкоголизма

Среди факторов развития подросткового злоупотребления алкоголем выделяют психологическое копирование поведения старших по возрасту и авторитетом лиц и деформацию развития личности со склонностью к алкоголизму.

Усиление действия этих факторов может также происходить на фоне психотравматических последствий некоторых особых жизненных ситуаций, таких как потеря родителей, алкоголизм в семье, отсутствие родительской опеки и воспитания, социальное равнодушие.

Развитие подросткового алкоголизма в значительной степени зависит от психологических особенностей индивида, таких как преморбиднисть личности, типы акцентуации характера и психические патологии.

Так, в частности, среди причин алкоголизма при епилептоидном радикале личности выделяют желание индивида избежать неприятного настроения, в следствие чего стремительно растет риск нарастания експлозивности в виде спонтанных вспышек агрессии.

Нередко алкоголизация происходит также с сочетанием употребления некоторых токсичных ПАВ (ацетоном, клеем и т.п.

); при ананкастном и сенсетивном расстройствах употребление алкоголя осуществляется с целью поднятия собственной самооценки и приодоления приступов тревоги; при истерическом типе употребляют алкоголь в качестве средства от чрезмерной эмоциональности и нормализации психического состояния. Развитие алкогольной зависимости на фоне психических расстройств имеет прогридиентний характер и очень быстро приводит к развитию тяжелых алкогольных психозов и слабоумия.

Наиболее распространенной причиной возникновения подросткового алкоголизма считаются посттравматические последствия мозговых травм и органического нейроинфекцийного поражения центральной нервной системы.

При наличии этих обстоятельств формирования алкоголизма характеризуются более быстрым прогридиентним темпом развития со злокачественным течением, приводит к ранней потере способности к количественному контролю, формирование тяги к употреблению, появления признаков алкогольной абстиненции (симптома похмелья).

Систематическая патологическая алкоголизация среди подростков значительно усиливает патологические черты их характера, что приводит дальнейшее употребление алкоголя в любых стрессовых ситуациях в их жизни.

Особенности алкогольного опьянения

Алкогольное опьянение в подростковом возрасте наступает очень быстро, финалом которого нередко может быть потеря сознания и алкогольная кома. В результате наблюдается повышение артериального давления, температуры и уровня глюкозы в крови, падает количество эритроцитов в крови.

Непродолжительное возбуждение поведения после употребления спиртного быстро меняется на сонливость и переходит в состояние глубокого интоксикационного сна, не исключена возможность появления судорог (судом) и смертельных случаев.

Состояние опьянения может также сопровождаться проявлениями психических расстройств и галлюцинаций.

Этапы развития подросткового алкоголизма

Формирования подросткового алкоголизма имеет следующие этапы развития:

  1. Начальный этап – развитие своеобразного привыкания к алкоголю с продолжительностью 3-6 месяцев. Большое значение на этом этапе имеет среда проживания (школа, друзья, семья) индивида со своими привычными нормами отношения к алкоголю и алкоголизации.
  2. Второй этап – регулярное употребление алкогольных напитков, рост дозирования и частоты алкоголизации. Наблюдаются поведенческие изменения характера личности. Продолжительность происходит на протяжении или до одного года. Именно этот этап формирования наркозависимости является критическим для возможного терапевтического вмешательства.
  3. Третий этап – развитие выраженной психической зависимости. Наблюдается рационализация алкогольного поведения и формирования характерной системы оправданий злоупотребления. На этом этапе подростки нередко становятся активными пропагандистами употребления. Присутствует полная потеря ситуационного и количественного контроля, возростает толерантность в три-четыре раза, которая преподносится подростками как признаки зрелости и становятся предметом хвастовства среди сверстников.
  4. Четвертый этап – хронической стадия алкогольной зависимости, при которой синдром похмелья (абстиненция) приобретает признаки завершенности с определенными особенностями. Для подросткового возраста абстинентный синдром отличается перемежающимся характером, что выражается в его проявлениях лишь в следствии употребления значительных доз алкоголя. Клеточная картина абстинентного синдрома преимущественно выражена психическим компонентом.
  5. Пятый этап – развитие алкоголизма с признаками алкозависимости во взрослом возрасте. Наблюдается стремительное развитие слабоумия (деменции), в результате чего молодые люди быстро деградируют, отделяются от общества, поведение приобретает признаки грубости и сексуальной распущенности, с появлением алкогольной амнезии, нарушениями нормального эмоциональной деятельности.

Вверх

Вернуться в основной раздел

Источник: https://narko-info.com/spravochnik/osobennosti-techeniya-zavisimosti/podrostkovyij-alkogolizm.html

Подростковый алкоголизм: причины, последствия, профилактика

Особенности подросткового алкоголизма

Подростковый алкоголизм становится всё более и более распространённым явлением во всём мире. Статистика говорит, что большинство молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет имеет опыт употребления алкогольных напитков.

Воздействие этанола на мозг ребенка

Алкоголь и дети – очень серьёзная и важная проблема, связанная со здоровьем и будущим нации.

Она прежде всего обусловлена тем, что организм молодого человека подвергается постоянным резким изменениям на уровне всех систем – нервной, мышечной, гормональной, скелетной.

Алкоголизм у подростков особенно опасен, поскольку его последствия сказываются на развитие мозга и на развитии организма.

Раньше учёные считали, что мозг человека достигает наибольшего уровня своего развития в детстве. Но последние исследования говорят о том, что мозг человека продолжает развиваться до 25 лет. Вот почему дети и люди молодого возраста имеют присущие только им особенности проявлений социального взаимодействия и эмоционального реагирования.

Знания этого факта еще больше позволяют понять, насколько важна профилактика детского алкоголизма. Ведь употребление спиртных напитков в ранние годы негативно влияет на развитие мозга и имеет негативные последствия на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

Учёные, изучающие влияние алкоголя на организм подростка, сравнили мозг молодых людей в возрасте от 14 до 21 года в двух группах. Первая – это употребляющие алкогольные напитки, вторая – не пьющие. Статистика показала, что последствия употребления алкоголя на мозг людей молодого возраста ужасает.

Прежде всего, гиппокамп их мозга на десять процентов меньше, чем у не пьющих детей. Учитывая, что он отвечает за эмоции, память, внимание, не удивительно, что уменьшение мозга у детей проявляется в пониженной школьной успеваемости. Но и этим не исчерпывается негативное проявление малых размеров гиппокампа.

Его уменьшение у людей молодого возраста необратимо и остаётся таким на всю жизнь. Подростковый алкоголизм может проявиться и в том, что ребёнок утрачивает присущую его возрасту способность формировать воспоминания о новых, ярких и запоминающихся фактах и событиях.

Последствия этого – неуспешность в школе, специальном учебном заведении, депрессия.

Подростковый алкоголизм имеет и другие последствия на развитие тканей мозга. Вред алкоголя для подростков и в том, что этиловый спирт нарушает процесс миелинации – формирования мозговых оболочек. Миелинация помогает стабилизировать и ускорить процессы, происходящие в мозге. Нарушение этого процесса может проявляться в недостатке когнитивных функций у подростка.

Токсическое влияние алкоголя на детский организм влияет на нервную систему и приводит к дисбалансу химических веществ в мозгу.

Подростковый алкоголизм – прямой и непосредственный фактор, сдерживающий развитие у человека молодого возраста более сложных и развитых стадий мышления и социального взаимодействия.

Алкоголизм среди молодежи приводит к тому, что люди начинают существенно отставать в своём развитии, у них нарушается способность к долговременному планированию.

Ребенок и ровесники

Поскольку влияние алкоголя на организм подростка прежде всего связано с возрастными особенностями и состоянием неокрепшей нервной системы, это ещё раз подчёркивает важность понимания процессов социального и эмоционального развития у детей и подростков. Знания этого помогают понять, как бороться с таким явлением, как детский алкоголизм и как добиться полного исключения влияния алкоголя на детский организм.

Не стоит забывать, что внутренний мир подростка необычайно сложен. Подросток ведёт постоянную «борьбу за независимость» и создание уникальной личности. В ходе этой борьбы постоянно меняются его взаимоотношения с окружающими как с семьёй, так и со сверстниками.

Семья и ровесники часто меняются ролями, и для некоторых детей в определённые периоды мнение сверстников становится «последней инстанцией».

В плане внутреннего развития это имеет огромное значение: ровесники становятся мостиком, который соединяет для молодого человека семейные и социальные роли, которые он готовится принять во взрослой жизни.

Профилактика детского алкоголизма должна учитывать этот факт.

Конформизм, свойственный молодым людям, проявляется в том, что они стараются одеваться также как их сверстники, употребляют те же речевые речи, влюбляются в одних и тех же киногероев, слушают одну и ту же музыку.

Стремление подростка избежать унижения, несогласия и осуждения сверстников может подталкивать его иногда на неразумные поступки. Мотивы употребления алкоголя подростками напрямую зависят от их группового конформизма.

С другой стороны, алкогольная зависимость у подростков может быть вызвана противоположными причинами. Некоторые молодые люди испытывают отвержение сверстниками, иногда их просто не волнуют отношения с окружающими.

Поэтому у таких подростков очень высоки шансы оказаться в социальной изоляции.

При этом у них не будут развиваться необходимые социальные навыки, они постоянно могут страдать от пониженной самооценки.

Более того, отвержение и насмешки сверстников могут привести к их присоединению к различным антисоциальным группировкам. Профилактика подросткового алкоголизма должна учитывать все эти факторы.

Формирование личности и алкоголизм

Независимо от того, принимают или отвергают сверстники ребёнка или молодого человека, неизменным остаётся факт, что период взросления исключительно важен для формирования новых привычек и способов поведения, которые могут сопутствовать на протяжении всей жизни. Детский алкоголизм и алкоголизм среди подростков непосредственно связан с этими особенностями формирования поведения.

В жизни подростка очень важен такой этап, как экспериментирование. Молодые люди часто «примеряют» на себя различные социальные роли, экспериментируя со своей психологической идентичностью.

Это помогает их развитию, росту в личностном плане, самопознанию и открытию, кто они на самом деле, дает понять их отличие от других людей и схожесть с ними. Экспериментированием может являть собой как безобидное поведение (изменение причёски, макияжа, платья, слушание различной музыки) или выражаться в более опасных формах.

Среди них – исследование алкогольных напитков или не менее опасных наркотиков. Это откладывает свой отпечаток на особенности детского алкоголизма.

Еще одним важным моментом в жизни подростка является протест и противостояние. Часто ребенок восстаёт против авторитетного мнения взрослого, особенно, когда оно ему навязывается. Это хорошая школа для развития личности, выработка социально приемлемых методов вести дискуссию и отстаивать своё мнение.

Но часто бывает так, что ребёнок, особенно в раннем возрасте, в знак протеста начинает делать всё наоборот, вопреки ожиданиям взрослых. Источниками несогласий и конфликтов могут быть прогулы в школе, курение, пьянство, употребление психоактивных веществ, успеваемость в школе или учебном учреждении.

Детский алкоголизм может быть напрямую связан с этими мотивами протеста.

Некоторые дети и подростки очень любят общаться по мобильному телефону и Интернету. Их буквально не оторвать от социальных сайтов, таких, как , Фейсбук, Твитер. Они часы напролёт просиживают в чатах, ведя беседы и отправляют смс. Некоторые просто тусуются, чтобы провести время. Иногда такое общение может сопровождаться пьянством из-за того, что ребенок пьет пиво или более крепкий напиток.

Я – особенный!

Еще одним моментом, который нужно учитывать при профилактике детского алкоголизма является то, что дети и подростки, как правило, очень эгоистичны и постоянно сфокусированы на своих проблемах. Также они сразу чувствуют, когда о них говорят другие. И если эти отзывы хорошие, это может проявиться в повышенном тщеславии у ребёнка.

У девочек это проявляется в том, что они часами проводят время перед зеркалом, единолично оккупируют место у телефона или компьютера, а также занимаются другими делами, исключительная цель которых – их собственная персона. Эти тенденции, если не скорректируются в силу тех или иных причин, могут также сыграть роль в развитии зависимостей.

Следовать учитывать, что дети и молодые люди часто не задумываются о последствиях своего поведения. Причиной этому часто является недостаток опыта.

Вот почему они часто берутся за рискованные предприятия, поскольку по молодости и неопытности не могут оценить, насколько опасными могут оказаться последствия.

Алкоголизм как вид девиантного поведения связан с теми особенностями и склонностями молодого человека, которые ведут к рискованному поведению.

Эмоциональные причины развития алкоголизма

Алкоголизм у детей и подростков может быть результатом различных факторов.

Родители, врачи и воспитатели, отвечая на вопрос, как уберечь ребенка от алкогольной зависимости и от наркомании, должны досконально понимать эти особенности возрастной психологии.

Причины употребления алкоголя несовершеннолетними обычно эмоционального характера. Подросткового алкоголизма причины могут быть следующие:

  • Дети пьют из желания расслабиться и снизить сдерживающие факторы в ситуациях общения.
  • Снизить стресс, напряжение и волнение, не задумываясь о вреде алкоголя.
  • Почувствовать себя смелым, сильным, могущественным.
  • Ощутить себя привлекательным.
  • Удовлетворить своё любопытство и интерес исследователя, какие ощущения вызывает употребление алкогольных напитков.
  • Пить алкоголь для многих детей – значит почувствовать себя взрослым.

Проблема алкоголизма среди подростков напрямую связана с особенностями и характеристиками личности.

Статистика говорит о том, что молодые люди с импульсивными чертами характера и «искатели приключений» гораздо больше подвержены риску развития этой пагубной зависимости. Деть пьют, чувствуя себя отверженными взрослыми или сверстниками.

Алкоголь среди молодежи получает широкое распространение, когда молодые люди не чувствуют себя связанными какими-либо правилами и обязанностями.

Предотвращение алкоголизма у детей

Профилактика алкоголизма среди подростков имеет особенно важное значение, поскольку детский алкоголизм очень часто ведёт к серьёзным проблемам в старшем возрасте. Среди них – аварии на дорогах, насилие, отравление алкоголем, проблемы со здоровьем.

Поэтому родители и взрослые должны очень рано начинать говорить с детьми про риск, связанный с употреблением алкогольных напитков, и быть при этом примером. Это существенно может сократить детский алкоголизм. После того, как ребенок или подросток задумается о вреде алкоголя, для него намного легче будет противостоять как давлению сверстников, так и собственным неконтролируемым импульсам.

Чтобы предотвратить вред алкоголя на организм подростка, а также исключить возможность девиантного поведения подростков под влиянием алкогольных напитков, необходимо вести тщательную и кропотливую работу. Следует понимать, что подростковый алкоголизм не является легко и просто решаемой проблемой.

Программы профилактики могут включать в себя различные подходы. Наиболее успешные мероприятия по преодолению алкоголизма у подростков учитывают весь комплекс факторов, который включает в себя:

  • Генетические особенности детей и подростков.
  • Особенности личности.
  • Скорость взросления и развития.
  • Уровень риска.
  • Социальные факторы.
  • Факторы окружения.

Следи основных методов борьбы и профилактики алкоголизма у детей и подростков можно назвать ограничение доступа к спиртному. Этого можно достичь повышением возрастного ценза при продаже, увеличением цены спиртного.

Алкоголизм у школьников существенно влияет на успеваемость, посещаемость, а также на репутацию учителей и школы. Школьные программы должны в обязательном порядке включать в себя наряду с общеобразовательными предметами уроки, на которых дети получали бы знания, умения и мотивация вести трезвый образ жизни. Это позволит им всегда оставаться свободными от алкоголя.

Источник: http://alko112.ru/alkogolizm/podrostkovyy-alkogolizm.html

Подростковый алкоголизм: начало алкоголизма

Особенности подросткового алкоголизма

Первые выпивки у подростков совершаются обычно тайком от взрослых со «своей» группой сверстников. Мотивами служат «нежелание» отстать от товарищей, любопытство и ложное понимание взрослости. При повторных выпивках возникает новый мотив – снова желание испытать «веселое настроение», почувствовать расторможенность (свободу), появляется вера в свои силы.

Потребность к выпивке возникает, как только подросток попадает в «свою» компанию. Вне группы – нет влечения. Ему важнее не столько сама выпивка, сколько друзья, музыка, а потом прогулки, дискотеки. Можно говорить о формировании на этом этапе групповой психической зависимости.

У подростков при систематическом употреблении алкоголя или наркотика незаметно проходит (практически отсутствует) первая стадия психической зависимости – «обсессивное» (навязчивое) влечение к алкоголю. Это основано на том, что в детском и подростковом возрасте алкоголь вызывает яркую эйфорию, снимает все запреты, оставляя глубокую положительную мотивацию. 

У детей с ядерной психопатией сразу возникает «компульсивное» (обязательное, принудительное) влечение. Формирование «компульсивного» влечения и физической зависимости также имеет свои особенности развития по сравнению с взрослыми. Компульсивный характер влечения ярко проявляется только в группе. Развитие компульсивного влечения знаменует начало алкоголизации.

Компульсивное влечение приводит к систематическому употреблению алкоголя. Однако вне группы употребление алкоголя не практикуется.

Появляется синдром физической зависимости и формируется психопатологический абстинентный синдром (синдром воздержания), когда резко нарушаются системные механизмы регуляции психических, эмоциональных, соматических процессов и вегетативного обеспечения. В отличие от взрослых синдром физической зависимости у подростков не имеет высокой степени специфичности.

Абстинентный синдром при алкоголизме у подростков

Абстинентный синдром у взрослых обычно начинается с психического компонента, а у детей и подростков возникают вегето-сосудистые изменения в виде снижения давления, урежения частоты пульса, отмечается бледность кожных покровов, запавшие глаза, отсутствие потливости (парасимпатический компонент). В абстинентном синдроме психические изменения выражаются дисфорической (злобной) реакцией. Могут быть истерические реакции, депрессивный синдром бывает реже и не ярок.

Особенности синдрома измененной реактивности (абстинентного синдрома) у подростков:

• длительно сохраняется тошнотно-рвотный рефлекс;

• систематичность злоупотребления алкоголем;

• толерантность к выпиваемому алкоголю, увеличивающаяся с возрастом;

• эйфорическая форма быстро переходит в дисфорию;

• рано нарушается количественный контроль;

• не бывает истинных запоев;

• алкогольные психозы – редкость.

Особенности подросткового алкоголизма

В качестве особенностей подросткового алкоголизма, в отличие от взрослых, описывается нетипичность поражения внутренних органов и периферической нервной системы. У подростков преобладают групповые формы употребления алкоголя. В отличие от взрослых подростковый алкоголизм характеризуется атипичностью, размытостью границ, нестойкостью.

При подростковом алкоголизме стабилизация толерантности (устойчивость к выпиваемому) в виде «плато» наступает через 1,5-2 года, тогда как у взрослых этот период может превышать 10 лет. В то же время у подростков в течение длительного времени не формируется типичный стереотип развития алкогольной болезни.

Формированию алкогольного заболевания (истинного алкоголизма) чаще всего подвержены подростки с акцентуациями характера и психопатиями, с психопатоподобным синдромом – синдромом нарушения внимания, с последствиями черепно-мозговой травмы, а также лица со стертыми очерченными формами эндогенной патологии. В последнем случае предрасположенность к развитию алкоголизма определяется характером психических отклонений, на основе которых формируется алкоголизм, исчезает групповая зависимость.

У таких подростков рано появляется анозогнозия (отрицание заболевания у алкоголиков), утрачивается ситуационный и количественный контроль (количество выпитого). Это подтверждают наблюдения, когда больные приходили на судебно-психиатрическую экспертизу в состоянии опьянения или тяжелого похмелья.

На фоне алкоголизации формируется алкогольное мировоззрение «Не пить – значит не жить». Их дополняют факторы, связанные с оправданием начинающейся зависимости (погоня за счастливой жизнью — «выпить — признак благополучия», «польза для здоровья», стимуляция творчества, стремление избавиться от скуки). Длительность формирования алкоголизма у подростков составляет от 1 до 3 лет.

Осложняющим фактором в патогенезе алкоголизации могут являться также непатологические искажения личности, которые обнаруживаются у подростков-правонарушителей.

К ним относятся деморализация, антиобщественная направленность, социально-психологическая деформация личности. Эти непатологические личностные отклонения нередко вплетаются в клиническую картину.

И, наконец, при обследовании врач не всегда располагает точной информацией, касающейся особенностей потребления алкогольных напитков.

Компульсивное влечение выражается в психопатологических расстройствах — изменениях настроения по дисфорическому (злобному, агрессивному) типу. Другой вариант психопатизации личности в результате действия алкоголя – апато-абулический синдром.

Таким образом, большинство девиаций, расцениваемые многими авторами как признаки алкоголизма у подростков, фактически представляют собой псевдонаркологическую симптоматику. Бытующее мнение о «злокачественном» характере злоупотребления алкоголем у несовершеннолетних и раннее развитие алкоголизма в настоящее время многими авторами не принимаются.

Об этом свидетельствуют следующие факты. В течение длительного времени у подростков, с детства употребляющих алкоголь, не формируется типичный стереотип алкогольной болезни. Стертые, имеющие лишь отдаленное и чисто внешнее сходство с истинными наркоманическими симптомами, проявления легко поддаются обратному развитию.

Злоупотребление алкоголем у большей части подростков обусловлено не эндогенными, а ситуационными факторами (влияние компании) и постоянно сочетается с другими формами антиобщественного поведения, которые тоже носят групповой характер.

Мотивы и личностные нарушения подростков с алкогольной и наркотической зависимостью

Основные виды мотивации употребления алкоголя, наркотика: гедонистическая, атарактическая (уменьшение тревоги, страха), субмиссивная (с повышенной подчиняемостью, «не быть белой вороной»), мотивация с гиперактивацией поведения (допинг для усиления воображения, работоспособности), псевдокультурная мотивация (привлечь к себе внимание), традиционная мотивация (наркотик символизирует «модный стиль жизни»).

В основе побуждающего мотива в развитии патологического влечения к алкоголю или наркотику лежат биологические и социально-психологические факторы. У детей, родившихся в семье алкоголика или больного с психическим расстройством, в 3-4 раза чаще возникают и злокачественнее проходят зависимые заболевания.

В работе Д. Уолтера, занимающегося лечением алкоголизма с помощью тренинга АС-ЭЭГ, есть ссылка на работы его сотрудников, изучавших наследуемость в формировании алкоголизма.

Ими подтвержден факт, что сыновья алкоголиков имеют в 4 раза большую вероятность стать алкоголиками, даже если они были при рождении усыновлены и воспитаны родителями-неалкоголиками.

Усыновленные сыновья алкоголиков с большей вероятностью, чем усыновленные сыновья неалкоголиков проявляют склонность к злоупотреблению алкоголем.

Предрасположенность к алкоголизму определяется семейными, генетическими факторами. Вероятно, генетические факторы для сыновей отцов-алкоголиков связаны с полом, так как они редко наблюдаются у дочерей алкоголиков.

Высокая мотивация к химической зависимости обнаруживается у подростков с последствиями черепно-мозговой травмы и как следствие – органическое поражение ЦНС зачастую приводит к формированию хронического алкоголизма и полинаркомании. После приема наркотика подростки часто становятся злобными, агрессивными. У подростков с синдромом СНВ чаще формируется влечение к психостимуляторам.

Высокую вероятность развития алкоголизма имеют дети с наследуемой психопатией и акцентуациями характера. Для каждого типа акцентуации развивается специфическая зависимость.

В частности, подростки с эпилептоидным типом акцентуации употребляют алкоголь до «отключения», истерический и гипертимный типы – для бравады перед сверстниками, завоевания престижа; шизоидный тип – заглушает внутренние противоречия для облегчения коммуникации. Астеники с помощью алкоголя уходят от конфликтов, а депрессивные подростки заглушают алкоголем реактивные состояния.

Отставание в развитии психической сферы (задержка психического развития – ЗПР) выражается в неприятии себя как личности. Под воздействием алкоголя или наркотика заметно грубеет личность, подростки становятся раздраженными, озлобленными, или наоборот, вялыми и безразличными.

Неблагоприятные воздействия окружающей среды (психосоциальные факторы) характеризуются искажением воспитания ребенка в неблагополучной семье и приводят к формированию дисгармоничной личности.

Отмечаются цинизм, эгоцентричность, лживость.

Наблюдается раздвоение личности в виде идеи формирования алкогольного мировоззрения – «Не пить – не жить», а с другой стороны – сохраняются здоровые личностные установки.

У подростков с химической зависимостью отчетливо прослеживаются черты «полевого» поведения, которое характеризуется отсутствием долгосрочных поведенческих стереотипов, жизнь проходит по случайным обстоятельствам.

Поведение подростков, склонных к наркомании, обусловлено действием механизма поиска новых впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребности, искажением процесса социализации, а также особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью и импульсивностью.

Они не хотят учиться, работать. Живут сегодняшним днем. У них быстро развивается «слом» личности в виде исчезновения веры в успех, неверие в устои жизни (справедливость, взаимопомощь).

Большое значение в развитии героиновой зависимости имеет преморбидная структура личности. Установлено, что наиболее устойчивыми к влиянию негативных микросоциальных и биологических факторов оказываются личности синтонного типа.

Склонными к развитию зависимости оказываются подростки с преморбидной структурой личности возбудимого типа и с наследуемой предрасположенностью к наркотику, воспитанные в неполной семье.

Нарушение воспитания могло быть в виде гипо- и гиперпротекции. У них, как правило, отсутствуют какие-либо увлечения, выявляется раннее приобщение к наркотикам.

Нередки случаи делинквентного поведения, а также уголовно наказуемых действий.

По мере прогрессирования заболевания у подростков формируется «выученная беспомощность». При органической патологии или психических заболеваниях, осложненных воздействием наркотика или алкоголя, быстрее наступает социальная дезадаптация и инвалидизация,

Формирование психопатологии личности у подростков с химической зависимостью

Прогрессирование заболевания у подростков с химической зависимостью (алкоголизм, наркомания) обуславливает в дальнейшем формирование психопатологических черт личности и грубых расстройств поведения.

Расстройства личности характеризуются «размытыми» границами «я», восприятием негативной «я-концепции» (неприятие себя, недоверие к другим), а также резким качественным снижением характеристик интеллектуально-мнестической и психоэмоциональной сферы.

В частности, расстройства когнитивной сферы выражаются в нарушении функции внимания (не может на чем-либо сосредоточиться, затруднено переключение). Снижен объем памяти одновременно с расстройством оперативной памяти. Инфантильность психики выражается в слабоволии, неверии в свои силы.

В мышлении нет достаточного анализа, конкретности, обобщения. Логическое построение и конструктивное мышление затруднено. Пословицы и поговорки трактуются буквально. Обратный счет от 100 затруднен. Таблицу умножения многие не знают. Не помнят, когда последний раз читали, иногда (когда нет денег) смотрят телевизор. Они некритичны к своему поведению.

Не умеют прогнозировать события, планировать свои действия. У них резко сужен круг интересов. Систематически алкоголизировались, нередко в сочетании с наркотиками. Общаются в асоциальной компании взрослых людей. Эгоистичны, авторитарны.

В разговоре отмечается сдерживаемое, подавляемое возбуждение. Отмечается повышенная ранимость, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность поведения. Они конфликтны, эмоционально неустойчивы.

Имеют низкую толерантность к стрессу, заниженную самооценку своего состояния, сон короткий с кошмарами. Отмечается внезапная смена состояний — тревога, депрессия, агрессия.

Диссоциальные нарушения выражаются в резком снижении коммуникабельности, пренебрежении к социальным правилам, в отсутствии чувства вины, равнодушии к чувствам других. У них отсутствует глубокая привязанность, контакт со сверстниками формальный, поверхностный. Отсутствуют устойчивые эмоциональные связи.

Развивается «слом личности» в виде исчезновения веры в успех, в устои жизни (справедливость, взаимопомощь). Порицания, наказания со стороны членов семьи, педагогов «загоняют их в угол», формируя состояние «выученной беспомощности» в сочетании с тотальной дезадаптацией.

У больных психопатиями, с черепно-мозговыми травмами нередко развивается полинаркомания. Для них характерно отвращение к учебе или работе, жизни по принципу «здесь и сейчас». Злоупотребление алкоголем или наркотиком содействовует формированию праздного времяпрепровождения, паразитизма. Отмечается склонность к криминальному поведению.

Сайт об алкоголизме (алкогольной зависимости)

Источник: https://alcoholismhls.ru/2013/09/25/podrostkovyj-alkogolizm/

Особенности подросткового алкоголизма — От алкоголизма

Особенности подросткового алкоголизма

В ходе многих исследований удалось установить некоторые закономерности формирования алкоголизма у подростков, факторы, которые «стимулируют» молодежь приобщаться к спиртному.

Причины подросткового алкоголизма тесно связаны с 3 аспектами:

  • семейными проблемами;
  • влиянием среды (компании);
  • личностными особенностями.

Семейные проблемы

В большинстве случаев почвой, на которой произрастает подростковый алкоголизм, являются семейные проблемы.

Дети, живущие в полных благополучных семьях, где их любят и ценят, уделяют им достаточное количество внимания, редко тянутся к спиртному.

Подростковый алкоголизм практически всегда произрастает на почве семейного бездействия: родители или сами подают пример, или не могут повлиять на поведение своего ребенка.

Большинство ребят, пристрастившихся с юных лет к рюмке, воспитываются в неполных семьях или семьях, в которых один из родителей является неродным. Для таких семей характерен недостаточный контроль за поведением, времяпрепровождением подростка, не уделяется необходимого внимания развитию его способностей, его проблемам.

Да, и родители, как правило, не пользуются должным авторитетом у своих детей, не являются теми, к чьему мнению прислушиваются. А потому на первое место у молодых людей, воспитывающихся в подобных семьях, выходит компания.

У части юных алкоголиков удается обнаружить наследственную отягощенность наркологическими или психическими расстройствами: один из родителей, чаще отец, или даже оба страдают алкоголизмом или психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией, пограничным психическим расстройством).

Причины подросткового алкоголизма

Если ребенок в детстве перенес те или иные заболевания мозга или нервной системы, родителям с особенной тщательность нужно контролировать его, так как риск развития алкоголизма и наркомании в этом случае существенно возрастает.

https://www.youtube.com/watch?v=qwGiFc3VC2A

Причины подросткового алкоголизма могут быть различны. Чаще всего главную роль играет семья и окружение, в котором находится и растет ребенок.

Если родители часто выпивают при детях, это считается нормой. Алкоголизм может передаваться по наследству.

Дети, родившиеся от пьющих родителей, часто страдают от алкогольной зависимости.

Влияние алкоголизма на детей и подростков

Личность ребенка и подростка постоянно претерпевает изменений: вырабатываются новые навыки, качества, приобретаются знания. И если на каком-то из этапов психологического и социального развития ребенок или подросток начинает регулярно приобщаться к спиртному, то дальше он просто не пойдет, а остановится в своем развитии или даже начнет деградировать.

Этанол оказывает пагубное влияние на печень, желудочно-кишечный тракт, поджелудочную железу и репродуктивную систему, но этим его вред не ограничивается. Он чрезвычайно негативно воздействует на мозг, на нервные клетки.

Признаки алкоголизма у подростков

Родители всегда должны следить за своим ребенком и замечать любые изменения, как во внешности, так и в поведении. Подростковая наркомания характеризуется следующими признаками:

  • изменения во внешнем виде и поведении – особое внимание нужно обратить на изменение цвета кожи и размера зрачков;
  • наличие следов уколов;
  • изменение голоса;
  • наличие галлюцинаций – важный признак употребление психотропных веществ.

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы один из этих признаков, следует незамедлительно обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете – тем больше будут шансы на выздоровление.

Диагностика и лечение подросткового алкоголизма

Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений.

Лечение подросткового алкоголизма

Как лечить детский или подростковый алкоголизм, и можно ли с ним справиться — этот вопрос задают многие родители и не только.

Прежде всего, необходимо понять, что зависимость от алкоголя в любом возрасте — это очень серьезная болезнь, поэтому просто взять и кинуть пить практически невозможно. Понадобится медикаментозная терапия в сочетании с психотерапевтическим лечением.

Для начала нужно провести дезинтоксикационную терапию, которая будет способствовать выведению с организма всех токсичных продуктов, образовавшихся вследствие употребления спиртных напитков.

Одновременно необходимо насытить молодой организм витаминами и другими полезными веществами, которые он не дополучил по вине алкоголя. Не стоит забывать и о поддержании нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы, печени, ведь им и так нелегко пришлось из-за пагубного пристрастия.

Но одного лишь медикаментозного лечения будет недостаточно. Нужно понимать, что подросток пристрастился к крепким напиткам неспроста.

Не стоит забывать о личностных особенностях молодого человека, имеющихся проблемах в семье, влиянии компании. По всем этим направлениям необходимо кропотливо работать:

  • поспособствовать оздоровлению отношений в семье, увеличению доверия между членами семьи, взаимоуважению;
  • ни в коем случае нельзя игнорировать личностные проблемы молодого человека, к этому вопросу необходимо подходить индивидуально, может понадобиться работа с психологом;
  • нужно максимально уменьшить негативное воздействие компании, некоторые родители, если есть такая возможность, даже прибегают к переезду.

Главной проблемой подросткового алкоголизма является несвоевременное лечение и обращение к врачу. Родители должны следить за своим ребенком, быть внимательными к малейшим изменениям в поведении и знать, как справиться с подростковым алкоголизмом.

Нельзя запускать болезнь и делать это самостоятельно, для этого есть специалисты.

Процесс лечения подросткового алкоголизма проходит не так, как у взрослого человека. Самое главное — вовремя диагностировать развитие заболевания и оказать больному помощь и поддержку.

Сложность избавления от зависимости состоит в том, что подросткам не подходит большинство препаратов и методов в виду молодого возраста. Народные средства в виде заговоров и настоек не подходят.

Ни в коем случае нельзя затягивать визит к наркологу. Только он подскажет, как победить подростковый алкоголизм.

Лечение алкогольной зависимости у подростков должно сочетать в себе препараты и психотерапию.

Источник: https://noalkogolizm.ru/sovety/osobennosti-podrostkovogo-alko/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.