Есенин алкоголик

Сергей есенин алкоголизм

Есенин алкоголик

24 октября 1938 года родился писатель Венедикт Ерофеев, для которого алкоголь был продуктом вдохновения, частью биографии и материалом для творчества.

Увы, писатель так и не справился со своим пристрастием к спиртному – он оставил русской литературе лишь одно значимое произведение.

Сегодня, в день рождения Венедикта Васильевича, «МИР 24» вспоминает автора поэмы «Москва-Петушки» и других писателей, чей талант развился во многом благодаря спиртному, но для которых пристрастие к алкоголю оказалось роковой привычкой.

ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ

Героя поэмы «Москва-Петушки», который путешествует на электричке к своей возлюбленной за 101-й километр, убивают, вонзив ему в горло огромное шило. Сюжет поначалу веселого, но, в общем-то, трагического произведения оказался во многом пророческим для самого писателя – пристрастие к алкоголю вызвало у Ерофеева рак горла: сначала он потерял голос, затем – жизнь.

«В Московском университете я стал, во-первых, читать Лейбница, а во-вторых, выпивать», — сделает он несколько шутливую, но определяющую жизнь запись в дневнике.

В конце 1980-х, чтобы он как-то мог объясняться с окружающими, творческая среда Москвы и Петербурга собрала для больного Ерофеева деньги на дорогостоящий японский голосообразующий аппарат, с вставленным в горловое отверстие динамиком. С конца 1980-х Ерофеев разговаривал только так. У кого-то диковинный аппарат вызывал жалость, у некоторых – страх.

Однофамилец писателя Виктор Ерофеев вспоминает случай, когда ему и окказиональному советскому постовому впервые удалось увидеть, до чего довел Ерофеева алкоголь:

«Картина, достойная Брейгеля: два пьяных Ерофеева тащат в ж…у пьяную артистку сквозь пургу. Она ботинками загребает снег». (Действие происходило в горбачевскую эпоху борьбы с алкоголем). Милиционер заявил, что компания пьяная.

Виктор Ерофеев сделал попытку оправдаться, мол, что они – «больные». Чему сотрудник правопорядка, разумеется, не поверил. Тогда самый трезвый из компании «размотал [Венедикту] шарф и — увидел: у него там все вырезано!!! Все!!! Непонятно, на чем держится голова.

Одни куски рваного мяса». Понятно, что милиционера и след простыл.

Рак горла прогрессировал и в итоге привел к смерти в онкологической больнице на «Каширской». Впрочем, незадолго до госпитализации, Венедикт Ерофеев признавался в интервью BBC, как будто готовясь к уходу: «Жизнь получилась такой, какой получилась. Мне наплевать».

По иронии судьбы, впервые поэма «Москва-Петушки», долгое время не проходившая советскую цензуру, вышла в журнале «Трезвость и культура».

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

«Как-то я попросил у Изадоры Дункан воды», —  пишет Анатолий Мариенгоф. В ответ другу Есенина были предложены всевозможные напитки, за исключением безалкогольных. «Шампань, коньяк, водка», — ответила спутница Есенина. Этот эпизод описывает случай, произошедший в то время, когда танцовщица проживала с русским поэтом в Москве.

По словам Анатолия Мариенгофа, Есенин во многом создавал свой образ: окал перед зеркалом, репетируя деревенско-рязанский акцент, носил русскую рубаху; также выпивал, возможно, поддерживая таким средством образ «озорного гуляки». Алкоголь мелькал в стихах часто. Со временем он стал неотъемлемой частью жизни поэта.

Протоколы задержаний и допросов Есенина, которые также стали копиться в последние его годы, говорят и о мнительности, которая нередко сопровождает запойных пьяниц. Например:

«Сидел в пивной с приятелями, говорили о русской литературе. Я увидел типа, который прислушивался к нашему разговору. Я сказал приятелю, чтобы он ему плеснул в ухо пивом» (Из протокола допроса С.А. Есенина в 47-м отделении милиции г. Москвы. 20/21 ноября 1923 г.).

«Незадолго до смерти наследственный алкоголизм, грызущий Есенина, принял патологический характер, – писал поэт Владимир Кириллов. – Есенин заметно увядал физически… Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем».

Однажды поэт признался приятелю, что он «конченый человек» и «очень устал». Что последовало за этим в гостинице «Англетер», известно. «Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость», — несколько с сарказмом интерпретировал итог Есенина Маяковский.

Так или иначе, во многом именно благодаря своему образу, из которого невозможно вычеркнуть алкоголь, Есенин стал самым популярным поэтом в России. После Пушкина.

ТРУМЕН КАПОТЕ

Автор «Завтрака у Тиффани» и «Обыкновенного убийства» в еще юношеском возрасте понял, что он должен стать писателем. К 17-и годам Капоте был крайне начитан и уже имел непростой жизненный опыт – рос в семье алкоголиков, в которой и недели не обходилось без скандалов.

Известность Капоте получил стремительно – опубликовав в журнале «Мадемуазель» рассказ «Мириам», он стал обладателем престижной литературной премии О`Генри.

Со временем все более успешный и знаменитый писатель стал неотъемлемой часть богемной жизни Америки. Однако приобрел несколько зависимостей. «Я алкоголик. Я наркоман. Я гомосексуалист.

Я гений», — не стесняясь осуждений, писал о себе Трумен Капоте.

Зависимости все усиливались. Из привлекательного для богемы мужчины и импозантного интеллектуала он превращался в дряхлого американца средних лет и пьяного скандалиста, появлявшегося нетрезвым в эфире семейных дневных ток-шоу на телевидении.

Так, постепенно, не отказывая себе в алкоголе и наркотиках, Трумен Капоте превратился в героя анекдотов. Популярный «New York Post» как-то даже опубликовал карикатуру на писателя, на которой он лежит, окруженный шприцами, пустыми бутылками; рядом валяется книга – с заглавием «Завтрак у Бовери» (район Нью-Йорка, известный большим количеством дешевых баров).

Впрочем, на время Капоте все-таки вылечился от алкоголизма: он сделал себе операцию на лице, сгладив следы чрезмерного пьянства, и даже вставил потерянные от алкогольно-наркотической невоздержанности зубы.

Однако вскоре Капоте вновь вернулся к пагубным привычкам, почти перестал писать и умер от цирроза печени.

ГАНС ФАЛЛАДА

Запои чередовались у автора романов «Кошмар» и «Пьяница» с невероятно производительными вспышками творческой энергии.

Молодой Рудольф Дитцен (настоящее имя писателя) как-то в порыве патриотизма пожелал пойти воевать за Германию в Первую мировую войну, но получил отказ.

Что, впрочем, было неудивительно – уже в 1917 (24 года) году его здоровье было настолько подорвано, что он лечился от алкоголизма и пристрастия к морфию в клинике.

«Таков человек: ничему-то он не научится и без конца повторяет одни и те же глупости», —  писал Ганс Фаллада в романе «Что же дальше, маленький человек?».

Эффекта, как следует из цитаты, лечение не произвело. В 1919 году Фаллада устраивается аудитором и из-за нехватки денег на выпивку начинает воровать веймарские марки у фермеров, на которых работает.

Живя в нацистской Германии, Фаллада пишет автобиографический роман «Пьяница», в котором показывает, что связь между нацизмом и алкоголизмом невелика, и оба эти явления примерно одинаково губительны для человека.

Однако не закончил пить Фаллада и после падения нацистского режима: в 1946 году он оказывается в психиатрической клинике, после выхода из которой всего за 26 дней пишет свой самый известный роман «Каждый умирает в одиночку». «Писательские атаки», замечал Фаллада, были очень похожи у него на алкогольные срывы – приходили так же неожиданно и бесконтрольно.

5 февраля 1947 года Ганс умер от остановки сердца – уставшее от наркотиков и алкоголя, оно не выдержало назначенного курса лечения.

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ

«Жизнь опережает мечту», — говорил один из героев Сергея Довлатова. Но эта правда прижилась только в литературе. Довлатов, мечтавший обязательно стать при жизни известным писателем, стал таковым после трагической смерти.

Сергей крайне сильно переживал, что его не публикуют (в основном публиковались статьи и очерки, которые он писал для советской прессы). Из-за чего много пил. Известность и признание авторитетным печатным литературным изданием он получил только в эмиграции при помощи Иосифа Бродского – по рекомендации поэта элитарный журнал «Нью-Йоркер» опубликовал 10 рассказов автора.

Пить Довлатов бросал, иногда на целые годы, усердно работая для радио и эмигрантской прессы.

Но прорывавшийся периодами и усиливавшийся со временем алкоголизм принимал определенные формы – современники вспоминают, что в эмиграции Довлатов часто читал, напиваясь, стихотворение Иосифа Бродского «Имяреку, тебе…», посвященное фейковой смерти поэта Сергея Чудакова, также неравнодушного к алкоголю. Жена, зная, что ее муж ушел на вечеринку, часто звонила знакомым в Нью-Йорке и спрашивала: как там Сережа, «Имярека» читает? Если – да, то уже точно знала: Сергей был пьян.

После очередного нью-йорского запоя врач предостерег Довлатова: следующий алкогольный срыв может оказаться для него последним. Увы, Сергей не послушал врача – смывая «коросту многодневного застолья», он почувствовал, что его сердцу плохо. Скорая помощь долгое время отказывалась выехать – потому что у эмигранта Довлатова не было страхового полиса.

Хорошо знавший Сергей Довлатова Александр Генис вспоминал: «Сергей ненавидел свои запои и бешено боролся с ними».

Но не справился.

Алексей Синяков

Источник: https://alkogolizm.uef.ru/sergej-esenin-alkogolizm/

Как алкоголь убивал писателей

Есенин алкоголик

24 октября 1938 года родился писатель Венедикт Ерофеев, для которого алкоголь был продуктом вдохновения, частью биографии и материалом для творчества.

Увы, писатель так и не справился со своим пристрастием к спиртному – он оставил русской литературе лишь одно значимое произведение.

Сегодня, в день рождения Венедикта Васильевича, «МИР 24» вспоминает автора поэмы «Москва-Петушки» и других писателей, чей талант развился во многом благодаря спиртному, но для которых пристрастие к алкоголю оказалось роковой привычкой.

Алкоголизм Есенина

Есенин алкоголик

Трактовка Косминского – предельное откровение! О пьяных загулах и дебошах Есенина не слышал разве что глухой.

«Нет фотографий в пьяном виде»…

Есениноведы, пытающиеся «обелить» своего героя, часто «находят» обоснования ошибочности этого обстоятельства. И на многочисленных фотографиях, мол, де, Есенин никогда не выглядит пьяным.

Слабое основание, на авторских взгляд: между развитием фотографического искусства начала XX века и достижениями цифровой фотографии начала XXI века – пропасть.

«Пьяные фотографии» – моветон!

Это сейчас социальные сети пестрят всевозможными селфи сомнительного качества и содержания, благо цифровая камера присутствует уже чуть ли не в каждом утюге.

В начале XX века фотография была всё же «в новинку» и «в диковинку»: мало кому в голову могла прийти мысль предстать перед объективом в «состоянии изменённого сознания».

Разве что последнему дегенерату и девианту, каковым Есенин, безусловно, не был!

«Нет следов алкоголизма на лице»

Другие отмечают полное отсутствие на фотографиях признаков алкоголизма у Есенина. Туда же: тридцать лет – ещё не тот возраст, когда последствия излишеств «налицо и на лице» (извинение за каламбур).

А вот письменных источников алкогольной зависимости Есенина от непосредственных свидетелей – уйма!

Особо красочное (на сугубо авторский взгляд) – от героя первой части работы, Маяковского [20]: «Он (Есенин) обрюзг немного и обвис, но всё ещё был по-есенински элегантен.

Маяковский. Последняя встреча

Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и большое впечатление.

Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека, с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь.

От него и двух его тёмных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина.

С трудом увильнул от немедленного требования пить, подкрепляемого помахиванием густыми червонцами.

«Был поражён»

Я весь день возвращался к его тяжёлому виду и вечером, разумеется, долго говорил (к сожалению, у всех и всегда такое дело этим ограничивается) с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться.

Те и я ругали «среду» и разошлись с убеждением, что за Есениным присмотрят его друзья – есенинцы.

Оказалось не так. Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным».

 Выводы Маяковского

Иными словами, Маяковский, как непосредственный свидетель, отмечает:

1) Есенин спивается – «ринувшегося ко мне человека, с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь»;

2) алкоголизм Есенина – объективная реальность, а не чья-либо субъективная оценка – «долго говорил с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться. Те и я ругали «среду» и разошлись с убеждением, что за Есениным присмотрят его друзья – есенинцы».

«Конец Есенина огорчил»

А главное – нет у Маяка какого-либо злопыхательства и «танцев на костях» от упадка «конкурента» на поэтическом фронте – «конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески».

Наоборот, присутствует чёткое видение трагического конца, очевидное для любого современника Поэта – «но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным».

Иными словами, все понимали, что если Сергей Александрович «не остановится», он долго не «протянет»!.. 

назад                                    далее

Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября) 03 октября 1895 года в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области, 54°51′53″ СШ 39°36′02″ ВД [28].

Жены и браки Есенина 

В ректификационных целях исследуем даты бракосочетаний и рождения детей Есенина согласно официальной историографии.

Анна Изряднова

В 1914 году вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, 1891 года рождения, 21 декабря 1914 года родившей первенца Есенина, сына Юрия.

Несколько слов о понятии «гражданского брака» в контексте дореволюционной эпохи Российской империи.

В сегодняшних реалиях под гражданским браком в бытовом общении подразумевается фактическое сожительство, незарегистрированный брак без официальной регистрации в органах ЗАГСа.

В сущности, это же понимание презюмировалось в дореволюционной России, где вплоть до декабря 1917 года процедура оформления брака носила канонический, церковный характер.

Правительство молодой революционной республики, осуществив в первые постреволюционные годы принцип отделения церкви от государства, взяло на себя обязанности обеспечивать юридически взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал брак, заключённый в органах ЗАГСа.

Учитывая, что Есенин с Изрядновой вступили в «гражданский» брак в 1914 году, когда официальным браком признавался исключительно церковный, говорить о его правовой легитимности вряд ли возможно.

В сущности, Есенин и Изряднова проживали в незарегистрированном браке, сожительствовали.

В этом ключе представляется сомнительной целесообразность оценки сожительства Есенина с Изрядновой в ректификационных целях.

При этом автор не располагает точными сведениями о начале фактического совместного проживания героев повествования. 

Зинаида Райх

30 июля 1917 года (то есть до декретов Советской власти, отменявших церковный брак – Ломов) Есенин венчается с Зинаидой Николаевной Райх, 03 июля 1894 года рождения.

Впоследствии 11 июня 1918 года родила старшую дочь Есенина, Татьяну, и 03 февраля 1920 года, второго сына Есенина, Константина, в дальнейшем непризнаваемого Есениным своим.

19 февраля 1921 года Поэт подал заявление о разводе с Райх.

Построим гороскоп на 30 июля 1917 года.

Подробно о технике «двойных транзитов» в Джйотиш см. здесь.

Директный Сатурн в 12-м градусе Рака формирует первый аспект на Рак, третий – на Деву, седьмой – на Козерог и десятый – на Овен.

Директный Юпитер в 14-м градусе Тельца формирует первый аспект на Телец, пятый – на Деву, седьмой – на Скорпион и девятый – на Козерог.

Таким образом, под двойным аспектом Сатурна и Юпитера находятся Дева и Козерог.

Следовательно, если VII дом гороскопа Есенина занимала Дева либо Козерог, подпадающие под двойной аспект Сатурна и Юпитера 30 июля 1917 года, то Лагна (Асцендент) Есенина может располагаться в Рыбах или Раке соответственно.

Изадора Данкан

02 мая 1922 года Есенин вступает в брак с Изадорой Данкан, 27 мая 1877 года рождения, детей в браке не было.

Гороскоп на 02 мая 1922 года выглядит так.

Ретроградный Сатурн в 9-м градусе Девы формирует первые аспекты на Деву и Льва (по ретроградности), третьи – на Скорпион и Весы (по ретроградности), седьмые – на Рыбы и Водолей (по ретроградности) и десятые – на Близнецы и Телец (по ретроградности).

Ретроградный Юпитер в 18-м градусе Девы формирует первые аспекты на Деву и Льва (по ретроградности), пятые – на Козерог и Стрелец (по ретроградности), седьмые – на Рыбы и Водолей (по ретроградности) и девятые – на Телец и Овен (по ретроградности).

Таким образом, под двойным аспектом ретроградных Сатурна и Юпитера находятся Дева и Лев, Рыбы и Водолей, а также Телец.

Следовательно, если VII дом гороскопа Есенина занимали Дева, Лев, Рыбы, Водолей или Телец, подпадающие под двойной аспект ретроградных Сатурна и Юпитера 02 мая 1922 года, то Лагна (Асцендент) Есенина может располагаться в Рыбах, Водолее, Деве, Льве или Скорпионе соответственно. 

При этом в контексте даты брака с Райх, и первый (с Райх), и второй (с Данкан) браки Есенина объединяет единственное совпадение – в обе даты под двойной аспект Сатурна и Юпитера подпадала Дева.

При условии, что Дева в гороскопе Есенина занимает VII дом, Лагна (Асцендент) Есенина в Рыбах – отличная рабочая версия дальнейших изысканий.

Софья Толстая

18 сентября 1925 года Есенин вступает в свой последний брак, продлившийся менее трёх с половиной месяцев, закончившийся трагической кончиной Поэта в петроградской гостинице «Англетер», с внучкой графа Толстого, Софьей Андреевной Толстой, 25 апреля 1900 года рождения, детей в браке не было. 

Гороскоп на 18 сентября 1925 года выглядит следующим образом.

Директный Сатурн в 19-м градусе Весов формирует первый аспект на Весы, третий – на Стрелец, седьмой – на Овен и десятый – на Рак.

Директный Юпитер в 20-м градусе Стрельца формирует первый аспект на Стрелец, пятый – на Овен, седьмой – на Близнецы и девятый – на Льва.

Таким образом, под двойным аспектом Сатурна и Юпитера находятся Стрелец и Овен.

Следовательно, если VII дом гороскопа Есенина занимал Стрелец либо Овен, подпадающие под двойной аспект Сатурна и Юпитера 18 сентября 1925 года, то Лагна (Асцендент) Есенина может располагаться в Близнецах или Весах соответственно.

Однако, ни Стрелец, ни Овен не подпадали под двойной аспект Сатурна и Юпитера ни при бракосочетании с Райх, ни при бракосочетании с Данкан.

Если руководствоваться «рабочей» версией нахождения Лагны (Асцендента) Есенина в Рыбах, то Стрелец при этой Лагне занимает X (цель, карьера), а Овен – II-й (деньги) дома, и брак с Толстой для Есенина был, по всей вероятности, фиктивным…

По крайней мере, создание полноценной семьи Есениным в этом браке подразумевалось слабо…

назад                                      далее

Page 3

Застрелился или был застрелен Маяковский?

Повесился или был повешен Есенин?

Не принимали ли «компетентные органы» «участия» в смерти Высоцкого?

Что стало причиной ДТП на 35-м километре Слока-Талси, в результате которого погиб Цой? 

В попытках выяснить истинные причины смерти величайших русских поэтов XX века проведено настоящее астрологическое исследование.

© Герман Ломов, 2014 – 2016

 …и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Из предсмертной записки В.В. Маяковского

Я ненавижу сплетни в виде версий…

Если нет ни сил, ни выхода, тогда надо уходить достойно, не сдавшись, как это сделали Янка, Башлачёв, Селиванов и другие мои братья и сёстры по оружию и фронту.

Они победили, попрали, в первую очередь, свирепый закон самосохранения, в конечном итоге саму смерть. Те же, кто остаётся после них, обязаны удерживать как свои, так и осиротевшие участки фронта и воевать за себя  и «за того парня».

Фронт держится на нас, нам нельзя умирать от слабости, тоски и безволия, мир держится на каждом из нас – истинно живом.

Егор Летов

Тема самоубийства сама по себе гнилая и, в сущности, мерзкая – неспроста она табуируется социумом.

Когда в далёком 1997-м я завершил «Дожить до Июля», дышалось легко – было чёткое видение, что тематику смерти я «отработал» для себя на много лет вперёд, возможно, навсегда.

Смерть как-то поблёкла и стала маленькой. Неинтересной.

«Важнейшее из искусств»

…01 октября 2005 года «Первый канал» начал трансляцию сериала «Есенин», где создатели упорно пытались убедить зрителя в насильственности смерти поэта, разрушить сложившийся за годы советской власти миф о его самоубийстве.

Помнится, уже тогда мелькнула мысль, что за эту тему я непременно возьмусь. Только дайте срок.

Но в то время, с января 2005-го по апрель 2010-го, меня интересовал Другой Герой. И было, мягко скажем, не до Есенина… 

Потом были «Высоцкий: спасибо, что живой» и «Маяковский. Два дня», где авторы, не погнавшись за дешёво-таблоидной популярностью, создали, на авторский взгляд, действительно качественные продукты (за что им огромное зрительское спасибо).

Но в конце февраля 2013-го «Первый» опять «заставил говорить о себе» своим «Есениным». Я и не выдержал…

«Сила – в Правде!»

Посему, в основе своей, сия работа не о смерти. Она – о правде! «Give me some truth»© и не пачкайте её своими досужими домыслами, каких бы благих намерений они не стоили… 

Явление Героев

В работе будет предпринята попытка определить природу и качество смерти четырёх величайших российских поэтов XX века – Маяковского, Есенина, Высоцкого и Цоя.

Над первыми двумя ореол мученика (да-да, не только над Есениным, над Маяковским – тоже), погибшего насильственной смертью, нет-нет да и всплывает с завидной регулярностью.

Над третьим – вообще непонятно, как он, спустя тридцать лет после смерти, ещё не проявился под видом какой-нибудь медицинской бригады «из КГБ», несанкционированно проникшей на Малую Грузинскую и сделавшей неугодному поэту роковой укол со смертельной дозой наркоты, например…

Поди плохо для обеления памяти? И цель-то, вроде, святая…

Смерть четвёртого – вообще «за рамками»! Что происходило в салоне «Москвича-2141» на 35-м километре трассы Слока – Талси 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут?..  

Дело – не только в загадках Смерти…

Однако не только это послужило основанием в пользу отбора для исследования именно этих гениев. Хороших поэтов много, очень много. И не только у этих уход был трагичен.

Но прижизненная и посмертная слава именно этих была и является столь мощной, что впору задуматься – отчего?

далее

Источник: https://lomoffart.ru/12poet/2esenin/1-4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.